Региональные турбовинтовые самолеты ATR (АТР) были разработаны в 1980-х годах специально созданным одноименным франко-итальянским авиастроительным консорциумом. Созданию самолетов способствовал растущий спрос на региональные воздушные суда, связанный с бурным ростом авиаперевозок, а также необходимостью замены устаревших самолетов разработки 1950/60-х гг.
Базовой моделью семейства стал самолет ATR 42, совершивший первый полет в 1984 г., а в 1985 г. уже поступивший в коммерческую эксплуатацию. Существует несколько основных вариантов самолета:
ATR 42-200 и ATR 42-300 (исходные версии модели с двигателями Pratt&Whitney PW120 и пятилопастными винтами),
ATR 42-320 (с более мощными двигателями PW121),
ATR 42-400 (с более эффективными шестилопастными винтами),
ATR 42-500 (с еще более мощными двигателями PW127, увеличенной взлетной массой, скоростью и дальностью полета),
ATR 42-600 (с двигателями PW127M и более современной цифровой авионикой).
В 1988 г. совершил первый полет самолет ATR 72, отличающийся от ATR 42 удлиненным на 4,5 м фюзеляжем и увеличенной пассажировместимостью. На воздушные линии самолет вышел в 1989 г. За время производства было разработано несколько модификаций:
ATR 72-200 (исходная версия с двигателями Pratt&Whitney PW124B и пятилопастными винтами),
ATR 72-210 (с более мощными двигателями PW127),
ATR 72-500 (с шестилопастными винтами, двигателями PW127F и увеличенной взлетной массой),
ATR 72-600 (с двигателями PW127M и более современной цифровой авионикой).
В настоящее время продолжается производство моделей ATR 42-500 и ATR 72-500. В 2010 г. в авиакомпании должны поступить первые самолеты серии -600. За время серийного производства изготовлено и поставлено заказчикам более 700 самолетов ATR 42 и ATR 72.