Пассажирские самолеты CRJ (Canadair Regional Jet) составляют семейство региональных реактивных машин, которые в 1990-х изменили структуру мировых авиаперевозок, за счет своих высоких летных и экономических характеристик предоставив авиакомпаниям возможность создавать эффективные "фидерные" (подвозочные) маршрутные сети в крупные международные аэропорты-хабы.
Изначально самолеты CRJ создавались канадской компанией Canadair, которая в начале 1990-х гг. была преобразована в авиастроительную корпорацию Bombardier Aerospace (Бомбардье Аэроспейс).
Первой моделью семейства стал 50-местный самолет CRJ100, поднявшийся в воздух в 1991 г. и в том же году поступивший в коммерческую эксплуатацию. В 1995 г. конструкция была доработана до модели CRJ200. Доработка заключалась в установке более мощных двигателей, что позволило значительно увеличить взлетный вес, коммерческую загрузку и дальность полета самолета. В начале 2000-х гг. для американских авиакомпаний был разработан и выпускался вариант CRJ440, представляющий собой CRJ200 с уменьшенным до 44 количеством кресел в салоне.
Следующим этапом в развитии семейства стало появление в 1999 г. модели Bombardier CRJ700. Самолет CRJ700 отличается от предшественников удлиненным фюзеляжем вместимостью около 70 пассажиров, более просторным салоном, новым крылом и более мощными двигателями. Эксплуатация CRJ700 на воздушных линиях началась в 2001 г. Под потребности различных авиакомпаний было разработано 3 варианта: CRJ700 (вместимостью до 68 пассажиров), CRJ701 (до 70 пассажиров) и CRJ702 (до 78 пассажиров).
Самолет Bombardier CRJ900 с еще более удлиненным фюзеляжем совершил первый полет в 2001 г. и начал поступать на службу в авиакомпании в 2003 г. В монокомпоновке самолет вмещает 86-90 пассажиров. В отличие от CRJ700, модель 900 имеет немного увеличенный размах крыла и доработанные под возросшую нагрузку двигатели.
На базе CRJ900 в 2005 г. была введена в эксплуатацию модель Bombardier CRJ705. Самолет разработан по запросам североамериканских авиакомпаний и отличается от CRJ900 уменьшенной до 75 мест вместимостью с более комфортным размещением пассажиров.
В 2008 г. совершил первый полет самый крупный представитель семейства CRJ - самолет Bombardier CRJ1000. Вместимость авиалайнера была повышена до 100 пассажиров. Поставки серийных самолетов в авиакомпании начались в 2010 г.
Кроме удлиненного фюзелажа, модель 1000 имеет некоторые улучшения в конструкции и бортовом оборудовании, что позволяет отнести самолет к новому поколению NextGen (Next Generation). С 2007 г. компания Bombardier производит также доработанные до уровня NextGen модели 700 и 900 (CRJ700 NextGen и CRJ900 NextGen).
Все модели семейства CRJ имеют варианты с увеличенной дальностью полета (ER и LR). На базе самолета CRJ200 существует также вариант бизнес-джета Bombardier Challenger (Челленджер).
Новейшим представителем семейства CRJ стал самолет Bombardier CRJ550, представляющий собой облегченную версию CRJ700. Авиалайнер поступил в эксплуатацию в 2019 году и интересен тем, что стал первым в мире 50-местным самолетом с 3-х классной компоновкой пассажирского салона.
В настоящее время выпуск самолетов серий CRJ100 и CRJ200 прекращен, производство остальных моделей продолжается. С 1991 г. построено более 2000 самолетов семейства CRJ всех разновидностей.