В начале этого года я решил поразмышлять, как бы провести отпуск весной. Идея, как ни странно, не заставила себя долго ждать. Совершенно спонтанно мой взор упал на Португалию, а заодно решил добавить и Барселону. Последний раз до этого я был в этом прекрасном городе в марте 2014 года. Почему бы не освежить давние воспоминания - подумал я и стал прорабатывать маршрут. По традиции, для перелёта в пункт назначения я выбрал своего фаворита на европейских рейсах - Lufthansa Group. Сначала я хотел лететь туда через Франкфурт с Lufthansa, чтобы побольше распробовать шенгенскую зону данного порта (кстати, её очень хорошо осветил Владимир в недавнем обзоре). Но тут при просмотре билетов мне выпал очень интересный вариант - SWISS через Женеву, да ещё и на Bombardier CS300! Франкфурт подождёт, когда есть возможность опробовать новый для себя порт и новый тип (как оказалось утром одного прекрасного февральского дня, даже два - на рейсе Москва-Женева тип был заменён на CS100, что не могло не порадовать). Кстати, с 19 апреля Swiss Global Air Lines, на которую записаны CS100/300 и Б777, расформируют и полностью объединять со Swiss International Air Lines. Вдогонку отмечу, что рейс Франкфурт-Барселона, который я заприметил в начале, выполнялся также на одной из новинок современной авиации - A320neo. Но, его как-нибудь потом, когда появилась возможность опробовать Bombardier CSeries. Но это всё лирика, посему предлагаю перейти непосредственно к обзору.
По традиции, предоставляю ссылки на ключевые моменты обзора:
1. Услуги а/к SWISS перед вылетом, веб-сайт
2. Аэропорт Домодедово
3. Перелёт Москва - Женева
4. Аэропорт Женева, Терминал 1
1. Услуги а/к SWISS перед вылетом, веб-сайт
Веб-сайт а/к SWISS прост и удобен в использовании. В управлении бронированием можно быстро зарезервировать все необходимые услуги. На рейс из Москвы я предусмотрительно выбрал заранее место 19F, которое после замены типа на CS100 почему-то стало неизменяемым, система в принципе не давала ничего делать с этим рейсом. На онлайн-регистрации я смог поменять себе место на 6F, что аккурат перед двигателем на первом ряду эконома.
2. Аэропорт Домодедово
Уже знакомыми путями приезжаю в аэропорт за 2 часа до вылета. В последнее время у меня произошла переориентировка на Star Alliance, и в большинстве случаев (кроме полётов Turkish Airlines) это из Домодедово.
Стройка к Чемпионату мира по футболу идёт полным ходом - так, из-за строительства эстакады, разделяющей потоки прилёта и вылета (что давно напрашивалось здесь) перекрыта немалая часть подъездов, а также уже сооружён паркинг, который будет соединён с новым Т2:
Пройдя вдвойне дольше по привокзальной площади через загруженный досмотр на входе (как-никак воскресенье, все разлетаются), поспешим к уже ставшим родными стойкам регистрации Lufthansa Group:
Сразу получаем фирменные домодедовские посадочные на оба сегмента. Удивляет, почему Lufthansa Group не выдаёт свои посадочные в Домодедово. Например, в Лиссабоне выдают посадочные собственного дизайна с изображением сразу трёх главных членов группы.
Далее поднимаемся на 2 этаж, через который отныне проходят все вылетающие пассажиры. Связано это с тем, что после полного открытия нового Т2 для международных рейсов Т1 станет полностью внутренним.
А теперь пройдём в сторону досмотра. Интересно, что я прошёл через стойку для пассажиров бизнес-класса, но потом всё равно отправили в зону досмотра для простых смертных.
Пройдя досмотр, продвинемся в зону паспортного контроля, на котором пришлось постоять дольше обычного - около 10 минут, из-за воскресной загруженности. Там снимать не решился из-за обилия сотрудников безопасности. Кстати, на проходе туда внедрили турникеты, куда уже самостоятельно прикладываешь посадочный. В аэропортах типа венского Швехата эта система используется уже давно.
До моего рейса сюда пожаловали A321SL Этихада (рекомендую обзор на него авторства Александра (Spirit) и Б737-900 таджикской Somon Air, недавно заказавшей даже Б787 (и тут с грустью поглядываешь на наши а/к - Аэрофлот от них отказался, а A350 нехило запаздывают).
Далее проходим через до боли знакомую галерею. Возможно, это уже мой предпоследний визит сюда до открытия нового Т2 в июне.
Поскольку на рейс в очередной раз назначен 7 гейт (который мне не нравится за невозможность снять борт из чистой зоны), то решаю провести время в ожидании рейса в бизнес-зале S7. К тому же, он мне больше нравится, чем фирменный Priority Pass. Заранее хочу предупредить, что буду немного пользоваться фото из предыдущих обзоров, так как против солнца хорошо не поснимаешь, да ещё и зал был почти весь забит.
Понравилось необычное оформление табло - способ посадки даже отмечен соответствующей пиктограммкой.
Выбор в буфете очень даже хороший - есть даже горячие блюда, закуски и напитки на любой вкус. К тому же, всё оформлено с фирменной креативностью S7. Хотя так эта а/к меня не привлекает, но в плане креативности они очень даже преуспели.
Для любителей алкоголя есть барная стойка.
А любителям споттинга в этом бизнес-зале созданы все комфортные условия для этого. Большие панорамные окна, сквозь которые очень удобно снимать всю движуху на лётном поле. Домодедово в плане разнообразия споттинга - безусловный лидер среди московских аэропортов. К сожалению, встречные лучи солнца не давали снимать достаточно качественно. Поэтому... что имеем, то имеем.
Первое, что попадается на глаза - летающая легенда отечественного авиапрома Як-42!
A319 отчаливает от нашего гейта, направляясь в солнечный Бургас:
Б737-900 Somon Air отправляется на родину:
На его место прибывает Б757-200 Azal. Порой на этом рейсе случается замена на крайне эксклюзивный нынче тип - A340-500.
У 14 гейта стоит A320 греческой Aegean в ливрее Star Alliance:
A321SL Этихада буксируют на вылет:
Б737-800 Нордстара в необычной ливрее с лайкой:
А вот, наконец, и прибывает наш борт с небольшим опозданием. Предвкушение полёта на новейшем типе особенно возрастает.
Приближается время посадки, а это значит, что пора выдвигаться в сторону гейта. Интересно вышло, что когда я покупал билеты, время вылета значилось 13:35, потом передвинули на 10 минут раньше, но задержали в расписании из-за опоздания снова на 10 минут.
Посадка, тем не менее, началась за 7 минут до нового времени вылета, что повлекло за собой общую задержку вылета на 25 минут.
3. Перелёт Москва-Женева
Информация о борте:
Тип: Bombardier CSeries CS100 (BD-500-1A10)
Бортовой номер: HB-JBG
Первый полёт: 26.02.2017
Дата поставки: 03.04.2017
Тестовая регистрация - C-FOYB
Информация о полёте:
Маршрут полёта проходил через Минск (Белоруссия), Варшаву (Польша), Карловы Вары (Чехия), Нюрнберг, Штутгарт (Германия).
Заходим на борт. Уже менее, чем через неделю эта надпись потеряет свою актуальность - Swiss Global прекращает своё существование.
На борту установлена новейшая модель кресел шириной 18.3", что является несомненным плюсом на фоне A320/Б737.
Расстояние между креслами очень даже приличное.
Спереди и сзади салона стенки украшены фирменным логотипом:
Бизнес отделён обычной табличкой - в таком случае не вижу вообще смысла переплачивать за такой "бизнес".
Тем временем от одного из соседних гейтов (13) отчаливает A320 Uzbekistan Airways:
Размеры двигателя в масштабе небольшого размера самолёта действительно впечатляют.
Спустя 10 минут от планируемого нового времени вылета начинается буксировка. Тем временем к соседнему гейту прибыл E195 Montenegro Airlines:
От 12 гейта отчалил A320SL Lufthansa во Франкфурт. Со 2 июня (кроме пятниц) и до 31 июля, в связи с ЧМ, добавится вылетающий на 45 минут раньше рейс, выполняемый на A330-300. Надеюсь опробовать его.
Ну а этот кадр мне просто очень понравился.
На дальних стоянках стоят два Боинга 767 (не)Azur Air, причём один в ливрее Anex Tour.
Пока нас буксировали, на маленьких экранчиках наверху показывали видео с демонстрацией аварийно-спасательного оборудования.
Тягач отцепили, и мы начали руление к ВПП, заодно наслаждаясь видами домодедовского перрона.
И тут показался ещё один Як-42. Второй за день и в одном месте. Неожиданно.
A321 S7, оснащённый в прошлом году шарклетами:
Прилетел A320 Austrian. На этом борту (OE-LBJ) уже доводилось летать ранее.
Проезжаем дальние стояки - тут и Белавиа на Б737-500, и Ямал на A320, и 2 SSJ-100 ИрАэро:
Пропускаем A319 S7 на посадке:
Выруливаем на ВПП 32L. Значит, взлетать будем на север.
За нами ожидает очереди на взлёт A321 S7 (сзади прилетел его собрат из Ямала, ранее летавший в Аэрофлоте):
А также уже не раз замеченный Б757-200 AZAL:
Бесшумно разгоняемся и отрываемся от земли. У CS100 действительно очень тихие двигатели, что даже все разговоры в салоне слышно без напряга, и не приходится повышать голос.
На взлёте открылись виды на окрестности:
А также впервые увидел такие внушающие виды Москвы на взлёте. При детальном рассмотрении удалось увидеть свой район и дом в частности.
После взлёта проверим уборную. А она здесь очень просторная - немногим меньше, если не такая же, как в A330. Особенно если вспомнить, что автор недавнего обзора на A320neo жаловался на то, что там не развернёшься.
Рассмотрим содержимое кармашка, а тут у нас лежат:
1) Инструкция по безопасности
2) Бортовой журнал SWISS Magazine (в частности, на страничке со флотом упомянут флагман а/к - Б777-300ER)
3) Каталог SWISS Shop и буклет со скидками
Подоспела раздача питания. Swiss подаёт его вот в таких коробочках, внутри там были салат из крупы с маслинами и кусочком консервированного лосося и пирожное на десерт. Горячее подали в картонной коробочке - это была фриттата с овощами (очень удивило, если учесть, что было 2 часа дня). Не очень много, но вполне вкусно, можно было попросить добавки, но не стал, так как не был особо голоден.
Из напитков взял яблочный сок:
К концу полёта раздавали фирменные шоколадки:
Тем временем мы летели в районе Белоруссии:
Лететь ещё весьма долго, поэтому рассмотрим салон.
Первое, что бросается в глаза помимо новых комфортабельных кресел - иллюминаторы очень внушительного размера, и рядом не стоявшие с Airbus A320.
Впередистоящее кресло. Удивляет нестандартное решение - разместить два маленьких кармашка по бокам.
Подголовник хоть и не регулируется, но, как минимум, обособлен от остального кресла, и это удобнее, чем его полное отсутствие. За это жирный плюс. Как и подлокотник, оба в идеальном состоянии.
Ремень безопасности весьма необычного дизайна, а именно застёжка нестандартной формы. Пряжка, как и везде.
Верхняя панель и багажные полки тоже весьма необычные. Особенно внушителен размер последних.
Тем временем, мы начинаем снижение над Швейцарией. К сожалению, многие альпийские красоты были спрятаны под облаками.
А вот это весьма необычный контраст - от заснеженных склонов до заснеженных вершин во время разворота над Францией (в Женеве аэропорт очень близко к границе).
Показалась река Рона, которая перетекает через Женевское озеро, далее течёт через Францию (на ней в частности стоит Лион) и впадает в Средиземное море.
На глиссаде вдалеке показался уже сам город:
Вскоре мы успешно совершаем посадку в аэропорту Женевы (ранее носившем название Куантран):
Данный аэропорт является одним из хабов easyJet, причём немало бортов - швейцарского филиала с соответствующими бортовыми номерами:
Несмотря на малые размеры, данный аэропорт очень радует изобилием трафика. Сюда даже летает A350 Qatar Airways!
Взлетает Dash-8 Luxair:
Но больше всего удивил Б787-9 Vietnam Airlines. За ним спрятался частный Б777-200LR (VP-CAL).
Проезжает A320SL Aegean - сначала в Домодедово видел их борт, теперь здесь.
Подъехал фургон выгружать остатки питания (поправьте, если не прав):
Мы припарковались возле одного из мини-сателлитов аэропорта (о планировке аэропорта подробнее в следующем обзоре), и нас везли автобусом до терминала.
Покидаем борт:
Садимся в автобус. Что в Цюрихе, что в Женеве они очень оригинально оформлены - украшены видами Швейцарии:
И заодно напоследок окидываем наш борт взглядом:
4. Аэропорт Женева, Терминал 1
Автобус привозит нас прямиком к паспортному контролю. Там в очередий также потратил примерно 10 минут.
Пограничник быстро просматривает паспорта и отдаёт их обратно. На удивление, швейцарские пограничники (как и немецкие) мне никогда не ставили штампов.
А мы направляемся узкими коридорами на транзит:
Дальше случился небольшой казус. На указателях нигде не было ясно сказано, где проход на досмотр, так что пришлось развернуться, благо, он оказался рядом. На досмотре почему-то именно меня сочли за подозрительного и проверили бумажками на взрывчатку.
Далее уже началось то, что данного обзора никак не касается - как вы поняли, это нахождение в чистой зоне в ожидании рейса в Барселону.
Пора подвести итоги:
Аэропорт Домодедово - 5-, были весьма крупные очереди на досмотр перед входом в терминал и на паспортном контроле. Хотя, как-никак, было воскресенье и час, когда все разлетаются. С нетерпением жду окончания всех работ и открытия нового терминала.
Swiss - 5. Комфортные кресла, очень даже неплохой сервис. Правда, ходят слухи, что на рейсах в/из Женевы скоро урежут сервис, так как а/к хочет сконцентрировать полносервисное обслуживание на цюрихских рейсах.
Bombardier CS100 - 5+. Из всех узкофюзеляжных самолётов, на которых я летал, этот оказался самым комфортным.
Аэропорт Женева - 5-, ремонт напрашивается, терминал несколько устарел.
Ссылка на мой профиль в ВК, принимаю желающих в друзья.
А также моя группа.
Критиканство не приемлю. Всем спасибо за внимание!
✈✈✈
A321Lufthansa