Спустя 4 дня после прилёта в Порту я продолжил знакомиться с Португалией. На сей раз мой путь лежал в столицу - Лиссабон. В Порту я прилетел из Барселоны с TAP, а туда, в свою очередь, на CS100/300 Swiss через Женеву (если ещё не доводилось ознакомиться с предыдущими обзорами, рекомендую - Москва-Женева и Женева-Барселона).
Для того, чтобы добраться из Порту в Лиссабон, мой выбор пал на самолёт - в частности, из-за возможности опробовать для себя ATR-72, к тому же современного поколения. Да ещё и было удобное предложение - взять у TAP единым билетом рейсы Барселона-Порту и Порту-Лиссабон. Помимо TAP на данном направлении летает Ryanair.
Ссылки на ключевые моменты обзора:
1. Фото посещённых мест
2. Услуги а/к TAP перед вылетом, веб-сайт
3. Аэропорт Порту - Франсишку Са Карнейру
4. Перелёт Порту - Лиссабон
5. Аэропорт Лиссабон - Умберту Делгаду, Терминал 1
1. Фото посещённых мест
Для начала не могу не поделиться фотографиями одного из самых живописных городов Португалии - Порту. Именно он занял у меня первое место в списке посещённых мест. В любом случае, фотографиями это сложно передать - это нужно видеть.
Старый город, вид с противоположного берега реки Доуру, из городка Вила-Нова-де-Гайя, от старого названия которого и произошло название всей страны!
В Старом городе бросаются в глаза Кафедральный собор и дворец Биржи (напротив которого мне и довелось жить), а также церковь Клеригуш:
Интересен и вокзал Sao Bento, расположившийся аккурат между собором и церковью Клеригуш - там, помимо интерьера начала прошлого века, стены выложены традиционной португальской плиткой азулежу:
В один из дней посетил небольшой атмосферный городок на берегу Атлантики - Виана-ду-Каштелу:
Одним словом - Порту мне безумно понравился, и я обязательно вернусь сюда ещё раз. В моём списке европейских городов он отныне заслуженно занимает одно из первых мест.
2. Услуги а/к TAP перед вылетом, веб-сайт
О приложении TAP я уже упомянул в прошлом обзоре, на этот раз кратко. На рейсы между Порту и Лиссабоном невозможно заранее забронировать места, однако, если учесть, что летит ATR-72, это отнюдь не проблема. За сутки выбираю себе места и подтверждаю их.
Сначала приложение само присвоило случайные места.
Их расположение меня не устроило, поэтому поменял на таковые в начале салона. Увы, в аэропорту выдали посадочный на другие (но рядом), однако я просто влез в приложение и выбрал самый компромиссный вариант из оставшегося - благо, таковой имелся.
3. Аэропорт Порту - Франсишку Са Карнейру
Аэропорт Порту состоит из одного терминала и ВПП 17/35. Она из частей терминала недостроена, судя по асимметрии крыши. Также туда ходит метро из города, похожее на трамвай - воспользоваться им не довелось.
В день вылета в Порту был проливной дождь, поэтому заказанное заранее такси оказалось очень кстати. Подъезжаем к аэропорту. Из-за расположенных прямо у терминала шлагбаумов был, можно сказать, настоящий коллапс - с трудом припаркуешься, сигналят не умолкая.
Поэтому высаживаемся у первого же входа и заходим в терминал. Сразу бросается в глаза простор - напоминает Внуково.
По табло (кстати, тоже похожем на внуковское
Эти стойки у TAP выделены для лиссабонских рейсов, о чём говорит маркировка над ними. В отличие от остальных стоек, сюда очередь небольшая.
Получаем посадочный. Как уже говорил выше, места почему-то поменяли, что пришлось разрешать в приложении в ожидании рейса.
Перед стойками стоит уже знакомая габаритница. Чемодан для ручной клади пришлось отправить на стойку негабаритного багажа - в салон ATR-72 он не влезет.
Далее направляемся на досмотр. В посадочном почему-то прописали Fast Track, поэтому снова появилась возможность миновать большие очереди.
Далее спускаемся вниз в чистую зону, минуя большую зону Duty Free.
В любом случае, в посадочном был указан гейт 32, так что нам налево, тем более что и бизнес-зал в ту же сторону.
На табло пока не появился наш гейт.
За окном стояли E190 TAP (в частности, такой летает из Порту в Цюрих, Мадрид и Лондон) и частный A319:
Общепита и магазинов здесь действительно много, на любой вкус и кошелёк.
В одном из магазинов были и вот такие симпатичные арбузики.
Здесь в 3 часа устроят концерт живой музыки. Увы, в это время мы уже улетим.
Сюда спускаются те, кого сажают через автобус. На втором кадре виден коридор, по которому прибывшие пассажиры идут в зал выдачи багажа.
Здесь уже паспортный для тех, кто улетает за границы Шенгенской зоны.
Мы же, пока есть время до вылета, отправимся в бизнес-зал ANA Lounge (не путать с одноимённой японской а/к).
Ведёт сюда вот такой узкий коридор:
Короче говоря - принимают всех клиентов аэропорта.
На входе в бизнес-зал можно оставить верхнюю одежду:
Сам бизнес-зал небольшой, но уютный. Вполне соответствует такому относительно небольшому аэропорту.
Имеется небольшая терраса, откуда открывается вид на чистую зону:
Выбор закусок и напитков очень даже неплох, особенно порадовали паштейш, которые к тому времени распробовал.
Тем временем наш борт сильно задерживался с вылетом из Лиссабона - вместо 11:00 вылетел в 11:45, а прилетел ко времени планируемого вылета (12:30). Увы, пунктуальность TAPовских ATRок часто оставляет желать лучшего. Как раз ко времени вылета отправляюсь к заявленному гейту 32, чтобы заснять прибытие борта. Уже вовсю шла подготовка к посадке...
В то время как от одного из соседних гейтов отчаливал A321 Люфтов во Франкфурт.
Вот и прибыл наш борт. И тут случилась полная неожиданность - вместо 32 гейта он направился прямиком к соседнему 31, когда агенты посадки уже стояли у 32.
Началась всеобщая перебежка к 31 гейту. Дубль 2, и начинается посадка через "ротонду" - перед телетрапом спуск вниз к борту, опять не без "пробок".
Вдали стоит A320 Brussels Airlines с бортовым OO-TCH, намекающем на прошлое борта в Thomas Cook.
4. Перелёт Порту - Лиссабон
Информация о борте:
Фактический оператор - White
Тип: ATR 72-600 (72-212A)
Бортовой номер и имя: CS-DJF "Castelo Branco"
Первый полёт: 20.11.2015
Дата поставки: 25.04.2016
Тестовая регистрация - F-WWEM
До апреля 2016 летал в Azul (PR-AKE). 22 октября 2016 после жёсткой посадки в Лиссабоне выкатился за пределы ВПП, после чего почти год был в ремонте. Почти как A321 Аэрофлота в Калининграде.
Информация о полёте:
Полёт проходил вдоль побережья Атлантики, расстояние - 277 км.
Посадка в ATR всегда идёт через хвост. После крупных узкофюзеляжников крайне непривычно.
Заходим на борт и направляемся к нашим местам в самом начале салона.
Расстояние между креслами очень даже приличное для столь небольшого самолёта:
С буксировкой долго церемониться не стали - и так опаздывали.
Раздали фирменные шоколадки:
Проезжаем мимо Б737-800 французской Transavia:
А также вездесущих easyJet на A320 и Ryanair на одном из старейших Б737-800 во флоте (EI-DAD, второй по возрасту):
С задержкой почти час разгоняемся и взлетаем. Должен отметить, что ещё никогда так сильно не закладывало уши на взлёте, лишь минут через 10 отпустило.
Пока посмотрим, что у нас в кармашке. Как ни странно, на этот раз разнообразие было чуть больше, чем в прошлый раз.
В частности, добавился буклет с рекламой стоповеров в Португалии. Как я понял, они возможны при пересадке на дальнемагистральный рейс.
А также был стандартный набор из бортового журнала...
и инструкции по безопасности:
На данном рейсе в качестве снека выдали паштейш (чему я очень обрадовался
Пока остаётся время, рассмотрим салон. Сами кресла по комфорту были очень даже приемлемыми.
Впередистоящее кресло:
Подлокотник и пряжка ремня новые, регулируемый подголовник отсутствует:
Верхняя панель стандартная для ATR:
Весь полёт вдоль побережья был в густой облачности, и лишь после поворота на Лиссабон стали проглядывать поистине волшебные виды!
После ряда поворотов выходим на глиссаду мимо местных городков:
И благополучно совершаем посадку в столичном аэропорту имени Умберту Делгаду.
Рулим к терминалу мимо хозяйских A319 и A320 с доустановленными шарклетами...
А также мимо A319 easyJet Europe. Из-за угрозы Брексита easyJet переводит борта под австрийские бортовые для сохранения возможности летать по Европе.
Тут на глаза попадается ещё необычный борт - A321neo Azores Airlines! В этом году его должны получить S7 и Turkish Airlines, в следующем - Lufthansa и SWISS.
Около терминала видим нашего собрата, вероятно, также держащего путь в Порту:
На дальней стоянке Б767 EuroAtlantic - их борта часто сдаются в мокрый лизинг:
Заруливаем на стоянку по соседству с "коллегой" - A320:
Вместе с нами на выход торопятся и некоторые командированные члены экипажа - так, моим соседом был пилот.
Покидаем борт и садимся в автобус, который повезёт к терминалу. С непривычки после полёта болела голова, а также немного укачало - такие они, не лучшие особенности турбовинтовых самолётов.
5. Аэропорт Лиссабон - Умберту Делгаду, Терминал 1
Выходим из автобуса и поднимаемся по лестнице в чистую зону терминала. После аэропорта Порту не покидает ощущение тесноты, местный аэропорт нуждается в обновлении.
Насколько помню, сюда проходят пассажиры, вылетающие в Порту - рейсов так много, что им даже выделены собственные гейты.
Мы же идём дальше и спускаемся в зал выдачи багажа, тоже не без обилия народу.
У рейсов из Порту даже своя лента выдачи багажа (2)! Недаром эти рейсы называются Ponte aerea - воздушный мост!
Багаж был на ленте почти сразу - далее направляемся через остальную часть зала выдачи багажа...
в зал прибытия:
Далее предстояло изнурительное испытание - ожидание очереди на такси. В отличие от Порту, тут творился целый коллапс. Дурное самочувствие только усугубляло трудность. Но, к счастью, через 15 минут уже ехал в город.
Подведём итоги.
Аэропорт Порту - Франсишку Са Карнейру - 5, мог бы быть плюс, но поставил минус за неогранизованность на въезде. Сам же терминал очень приятный и современный.
TAP (Express) - 5. Борт с удобными для регионалки креслами, неплохое обслуживание.
Аэропорт Лиссабон - Умберту Делгаду, Терминал 1 - 5-, аэропорт нуждается в реконструкции, ну и стоянка такси оставляет желать лучшего.
Ссылка на мой профиль в ВК, принимаю желающих в друзья.
А также моя группа.
Критиканство не приемлю. Всем спасибо за внимание!
✈✈✈
A321Lufthansa