Рад снова приступить к серии обзоров, посвящённых путешествию прошлым летом. Как говорится, не прошло и года.
В то время ещё не возобновились прямые рейсы из Вены в Москву - Аэрофлот начал их выполнять с 27 августа (и до сентября они были в статусе вывозных, то есть без свободной продажи в обратном направлении), а Austrian - с 29 октября. Сейчас же им компанию составила S7 с 1 рейсом в неделю. И тем не менее, на тот момент единственный вариант в свободной продаже был на Turkish Airlines с пересадкой в Стамбуле.
Ближе ко дню вылета выяснилось, что заодно появится возможность опробовать их новенький A321neo, а из Вены же был заурядный Б737-800.
За всё то время, которое прошло перед написанием данного обзора, многое успело поменяться - в марте Turkish Airlines вернули горячее питание на рейсы, а в июне в Вене снова открылся Терминал 1 - правда, только для регистрации пассажиров. Да даже название, данное двум предыдущим обзорам серии, утратило свою актуальность. Но обо всём по порядку.
Столько воды с тех пор утекло, но тем не менее, напомню, что предыдущими обзорами серии являются:
1. Москва - Франкфурт на Б777-300ER Аэрофлота
2. Франкфурт - Грац на Embraer 190 Lufthansa CityLine
Содержание обзора:
1. Туристическая часть
2. Услуги Turkish Airlines перед вылетом
3. Аэропорт Вена-Швехат, Терминал 3
4. Перелёт Вена - Стамбул
5. Аэропорт Стамбул
1. Туристическая часть
За время моей поездки я пробыл преимущественно в Каринтии, что на юге Австрии, на берегу озера Вёртерзее - пожалуй, одном из моих любимых мест во всей Европе. Красота местной природы и уютных городков и деревень не оставит равнодушным даже самого изыскательного путешественника:
Чего только стоят закаты, на которые открывается захватывающий дух вид с местных гор:
Аутентичность атмосферы в столице региона Клагенфурте и одном из крупнейших курортов - Фельден-ам-Вёртерзее - не передаст ни один кадр:
Сплошным удовольствием было и поездить на велосипеде по окрестным деревушкам. Одним словом, Каринтия - благословенный край.
Последний день своего путешествия я провёл в Вене, где вдоволь нагулялся по местным улочкам, осматривая величественные имперские достопримечательности:
2. Услуги Turkish Airlines перед вылетом
Как и многие другие авиакомпании, Turkish Airlines предлагает бесплатный выбор мест заранее. На первый рейс мною было выбрано место в самом начале салона - в 6 ряду, на второй - в 26. Изначально я бронировал место в 24 ряду, но выяснил, что в A321neo данный ряд не имеет иллюминаторов. Обязательно имейте в виду это при полёте с Turkish Airlines! За сутки я данные места подтвердил.
Мобильный посадочный талон был выдан только на сегмент до Москвы:
3. Аэропорт Вена-Швехат, Терминал 3
Данный терминал был освещён в моих обзорах многократно, поэтому лишь для напоминания оставлю схему терминала (F - внутришенгенские гейты, G - международные). С 16 марта 2020 до 15 июня 2021 он был единственным работающим терминалом в Вене.
В аэропорт, как и обычно, прибываю примерно за 2 часа до вылета. На въезде виднеется открытый в прошлом году пешеходный мост между терминалами и офисными зданиями аэропорта:
По пути встречается напоминание о вышеупомянутом переводе всех рейсов в Т3:
А вот и сам терминал с не прекращающейся уже много лет небольшой стройкой перед ним.
Внутри встречает ставшее уже таким родным пространство терминала:
После временного сосредоточения здесь всех рейсов появились также киоски самостоятельной регистрации для всех обслуживавшихся ранее в Т1 авиакомпаний - удивительно, что даже Аэрофлот подгрузили заранее, хотя на тот момент он ещё не возобновил рейсы.
Стойки регистрации Turkish Airlines находятся в самом конце терминала и носят номера 301-304, являясь, таким образом, самыми первыми в терминале:
На регистрации выясняется, что чемодан слишком тяжёлый - аж 36 кг, что превышает норму в 30. Приходится по-быстренькому спуститься в зону прилёта и купить небольшой чемодан в одном из магазинов и переложить туда часть вещей, после чего совершить марш-бросок через улицу в закрытый Т1 в кассу Turkish Airlines, где представитель сказал, что оплачивать второй чемодан не понадобится, поскольку важно соблюсти лишь норму по весу, а количество не принципиально. Так что, дорогие любители закупиться, Turkish всегда к вашим услугам.
После недолгой суеты возвращаюсь на стойку, сдаю багаж и получаю заветные посадочные на оба плеча. На первый рейс уже назначен гейт G26.
В остальном почти весь зал регистрации пустует, и лишь небольшое количество народа сосредоточено у стоек Austrian:
В сравнении с былой эпохой на табло помещается рейсов аж на 8 часов вперёд - думаю, объяснение сосредоточения всех рейсов под одной крышей не требуется:
Народу на досмотр было немного...
И вот уже через пару минут я оказываюсь в чистой зоне, где совсем безлюдно, в том числе и в огромной зоне Duty Free. Ниже объясню, почему я вскоре пожалел, что не зашёл туда.
Здесь я задерживаться не стал и пошёл сразу в международный сектор. Сразу встречает предупреждение, что бизнес-зал открыт только до паспортного контроля:
За паспортным контролем оба бизнес-зала были закрыты, а со Sky Lounge и вовсе сняты опознавательные знаки:
Поднимаюсь дальше в саму зону вылетов G:
Из перехода открывается вид на проход к зоне досмотра (внизу) и лётное поле, тоже не отличавшееся большим количеством бортов:
И вот тут начинается день рождения мёртвой лошади на полную катушку - закрыты и Duty Free, и большинство других магазинов и кафе. Вот тут-то я и пожалел, что не сходил в Duty Free до паспортного контроля:
И тут меня выручил единственный открытый магазин, где можно было закупиться самым необходимым, пусть и в меньшем количестве:
Почти вся галерея гейтов пустует. Мой рейс был единственным из международных в тот момент.
Реклама, воспевающая хвалёный сервис Austrian в дальнемагистральном бизнесе:
Старые пирсы используются для отстоя бортов Austrian на хранении. В общем, всё поменялось местами - все старые пирсы заставлены бортами Austrian, в то время как у нового встречаешь всех подряд.
Увидеть активный дальнемагистральный самолёт Austrian было большим везением в то время - то был прибывший из Чикаго Б767 с бортовым OE-LAY, который успел получить новую ливрею вместо myAustrian незадолго до начала пандемии:
Пожалуй, вторыми по количеству после Austrian были борта Eurowings - A320 и 319, готовившиеся к вылету в Гамбург и Дюссельдорф соответственно:
А также 2 A321 Wizz Air:
К вылету в Таллин готовился A220-300 Air Baltic (YL-AAP):
Ныне эти кадры можно назвать историческими - с 31 марта большинство, а с 31 мая последние Dash-8 выведены из флота Austrian:
К вылету готовится E175 LOT (SP-LIN), а по соседству с ним прибывает A220-100 SWISS из Цюриха:
Продвигаюсь к моему гейту. Пожалуй, это единственная точка во всём пирсе, где на тот момент кипела какая-никакая, но жизнь:
За ним уже снова практически никого - можно хоть развалиться во весь рост на диванах.
А вот и мой борт - и тут облом! Снова повтор борта, но на этот раз не TC-JHM, как на Мальту в далёком 2018, а TC-JVY, который был тогда на обратном пути в Москву. В общем, не везёт мне с разнообразием Б737-800 Turkish Airlines.
Начинается погрузка багажа на рейс:
Из Франкфурта тем временем прибывает A320neo Lufthansa в их новой ливрее (D-AINQ):
Потихоньку начинаются приготовления к посадке на рейс. К слову, я заметил, стоя в очереди, что у многих были также посадочные на рейс до Москвы - среди них оказался и мой сосед на следующем рейсе. Впрочем, неудивительно с учётом отсутствия тогда прямых рейсов.
Примерно за полчаса до вылета посадка наконец-то началась. Надо сказать, что всё прошло организованно и без всяких столпотворений.
По соседству готовился к вылету самый возрастной A320 Austrian (OE-LBN):
4. Перелёт Вена - Стамбул
Информация о борте:
Тип: Boeing 737-8F2(WL)
Бортовой номер и имя: TC-JVY "Kahramankazan" (до ноября 2016 - "Kazan")
Первый полёт: 01.07.2016
Дата поставки: 15.07.2016
Информация о полёте:
Полёт проходил над Венгрией (г. Шопрон, озеро Балатон), Сербией (Нови-Сад, Белград) и Болгарией (Монтана, София). Расстояние - 1225 км.
При входе на борт встречает салон бизнес-класса с четырьмя регулировками на кресла. Как говорится - как тебе такое, Аэрофлот? К слову, с получением семейства NEO у Аэрофлота по-прежнему кресла в бизнесе регулируются одной-единственной регулировкой (наклон спинки). Благо хоть систему развлечений установили - уже прогресс.
Салон эконома оснащён традиционными креслами нового образца, характерными для свежих Б737-800 и A321SL Turkish Airlines:
А вот и моё место в 6 ряду. К слову, среднее кресло осталось свободным на протяжении полёта, что позволило лететь с комфортом, не будучи стеснённым в движениях:
Подголовники регулируемые. У всех мест у окна они красные:
На входе каждому раздавали гигиенический комплект с маской и двумя антисептическими влажными салфетками:
Помимо прочего, были также розданы наушники:
Расстояние между креслами было добротным, только вот ногам мешался ящик от системы развлечений:
Несомненный плюс посадки на втором ряду эконома - ощущение простора и обилия кислорода, а в сочетании с пустым средним креслом это шикарно вдвойне:
За окном своего вылета в Дюссельдорф ожидал A319 Eurowings (D-AGWF):
Вскоре он отчалил, а вслед за ним и E175 LOT. К слову, на аналогичном борту я летал в прошлом году из Москвы в Варшаву:
В ожидании нашей буксировки можно посмотреть карту предстоящего перелёта. IFE, кстати, идентична с таковой на Б777-300ER Аэрофлота:
Сама система развлечений помимо сенсора управляется и таким вот пультом:
Ровно в 9:35 (плановое время вылета) нас начинают буксировать от гейта. По соседству почти что заставка пресс-релиза - у телетрапов борта всех трёх ключевых авиакомпаний Lufthansa Group.
Параллельно запустили демонстрацию аварийно-спасательного оборудования - какую-то новую. Ту классику из 2017-2018 с Заком Кингом, пожалуй, ничто не заменит.
Позади остаётся наш гейт. Если присмотреться, техник скорее отмахивается от нас, нежели машет ручкой на прощание.
И уже ранее замеченные два соседних борта - A320 Austrian и A321 Wizz Air:
На пути также встречается E195 Austrian (OE-LWQ):
Единственный Embraer 170 а/к People's Viennaline, курсирующей между аэропортом Санкт-Галлен - Альтенрайн в Швейцарии и Веной. Было бы интересно их опробовать - уверен, опыт интересный.
По другую сторону разнообразие бортов уже ощутимо больше - добавились A319 Austrian и Vueling, а также A320 Lauda:
"Дашки" сослужили хорошую службу на региональных рейсах Austrian. В своё время мне доводилось слетать на их младшем собрате (Dash 8-Q300) из Вены в Клагенфурт.
Взлетать сегодня будем с ВПП 29, что означает, что курс будет прямиком на Вену с последующим резким разворотом:
Занимаем исполнительный старт. Двигатели начинают плавно набирать обороты...
И мы начинаем стремительный разгон. До скорых встреч, Вена!
Отрываемся в районе Т1, полностью заставленным неактивными бортами Austrian - в первую очередь Б777:
Количество бортов на хранении, конечно, поражает и наводит печаль. Сейчас же ситуация куда лучше - задействованы почти все A320, A321 и Б777 Austrian:
Хранящимися бортами заполонены стоянки не только у терминалов, но и у ангаров Austrian и Lauda (к слову, тогда ещё Laudamotion, но несколько месяцев спустя они "поменяли прописку" с австрийской на мальтийскую и стали именоваться Lauda Europe):
Увы, лицезреть Вену на прощание едва ли удалось из-за надвигавшихся туч, хотя обыкновенно данный курс взлёта идеально подходит для обзора города по правому борту:
Облаков с каждой минутой становилось всё больше и больше, и вот мы постепенно полностью растворились в них:
Одним словом - Австрия с нами прощается пасмурной погодой:
Ненадолго вновь выглянули местные луга и поля, плавно перетекающие в соседнюю Венгрию:
На экранах системы развлечений начали крутить рекламный ролик про Турцию и соблюдение новых противоэпидемических мер:
А также про саму небезызвестную эпидемию:
Попутно раздали турецкие миграционные карточки. Не знаю, для чего их раздавали всем пассажирам, а не только тем, у кого Турция - конечный пункт...
К слову, в кармашке кресел была представлена лишь инструкция по безопасности - никаких журналов и прочего не было:
После прокрутки роликов вновь запустилась стартовая страница системы развлечений:
За бортом тем временем всё-так же оставалась облачность - так продолжалось примерно до самой Сербии:
Пока не началось обслуживание, можно осмотреть салон. Только я сделал общий кадр салона, как случилась засада - аккурат в этот момент началось обслуживание пассажиров, и на меня наезжает стюардесса со словами "It is forbidden, sir". После этого, пока я был в уборной, я на всякий случай перекинул этот кадр по Bluetooth на телефон, но к счастью, удалять никто не стал требовать. Однако, когда я возвращался на своё место, эта стюардесса зачем-то повторила эти слова, хотя камера у меня на тот момент была уже выключена.
Подлокотники на креслах были слегка повидавшими виды:
Про верхние панели и багажные полки добавить что-то сложно - традиционный Boeing Sky Interior:
А вот и само обслуживание подоспело - якобы в целях борьбы с вирусом оно из горячего питания превратилось в сэндвич с сыром, ванильно-шоколадный кекс, персиковый сок и бутылку воды, запакованные в соответствующий пакет. К счастью, с 19 марта этого года всё вернулось на круги своя, включая горячее питание на рейсах свыше 2 часов.
Перекус окончен, можно выглянуть за борт. Судя по карте, мы пересекли сербскую границу.
За бортом показался Нови-Сад - второй по величине город Сербии:
Прошло буквально несколько минут, после чего показался аэропорт Белграда, ныне очень востребованное направление из России - нередки случаи, когда Аэрофлот на рейс туда ставит A330 или Б777:
А за ним и сам город с островом Велико-Ратно в месте впадения реки Савы в Дунай:
Буквально через несколько минут взору открываются восхитительные Балканы на границе Сербии и Болгарии:
За несколько минут мы ещё углубляемся в Болгарию, пролетая многочисленные городки с причудливыми названиями вроде указанного на кадре - Монтана, которое у ценителей кинематографа вызовет ассоциацию с небезызвестным гангстером.
Чем южнее мы летели, тем меньше становилось зелени, а местность - всё более и более равнинной:
Через несколько минут мы уже были в воздушном пространстве Турции поблизости от городов Эдирне и Кыркларели:
Стамбул был всё ближе и ближе, а облачность нарастала, создавая до невозможности красивые пейзажи. В такие моменты ничего не хотелось делать - только молча созерцать...
Совершаем первый из двух резких поворотов и берём курс на Мраморное море:
И вот появляется небольшой курорт Силиври, что расположен аккурат на его берегу - плавно перемещаемся от цепочек кемпингов и отелей к его центру:
Воды Мраморного моря так и манят раствориться в нём.
Лёгкая пасмурность также вносит свои коррективы в морскую цветовую палитру:
Конечный пункт уже близко:
Из-за облаков вынырнул старый стамбульский порт им. Ататюрка - сейчас там остались одни грузовые да частные рейсы, а бывшие гейты терминала занимают борта на временном хранении. ВПП действует только боковая, остальные две (на переднем плане в кадре) из эксплуатации выведены из-за сооружения в их торце госпиталя. Эх, а сколько воспоминаний с этим аэропортом связано - с одной стороны, здесь проходили пересадки в начале и в конце моих путешествий, споттинг здесь доставлял одно удовольствие, а с другой - терминал был переполнен народом, на взлёт были нескончаемые пробки из самолётов. А теперь прямо на выведенных из строя ВПП хранятся самолёты...
Стамбул поражает своей плотной застройкой, которой, кажется, нет конца и края... Так и хочется переделать слова знаменитой песни: "...In Istanbul, concrete jungles where dreams are made of...":
Пошли многочисленные новостройки пригорода Башакшехир...
А также холмистая местность парка Шамлар, плавно переходящего в заповедник Фетхи-Паша, а также прилегающие карьеры - этакий природный рубеж между пригородами Стамбула и остальной территорией:
Следом под нами выныривает городок Арнавуткёй, к которому территориально и относится новый аэропорт:
Видно, что территория осваивается - повсюду ездят грузовики, прокладываются тоннели (видимо, метро):
Местные дороги поражают своим размахом:
А вот и территория аэропорта показалась - пока ещё тоже только осваиваемая. К слову, посадка производилась на новую ВПП (имеющую обозначение 18/36), открытую буквально за пару месяцев до перелёта:
До касания остаются считанные секунды...
И вот наш борт аккуратно и гладко касается новой ВПП, после чего мы постепенно тормозим:
Добро пожаловать в Стамбул! Съезжаем с полосы и берём курс на терминал:
Показываются поражающие своим размахом стоянки бортов. Кого тут только не увидишь - даже A330 Onur Air в смешанной с Saudia ливрее:
Даже пожарная часть выстроена, что называется, на века.
А вот и открылись первые виды терминала - здесь так и не разберёшь, какие борта на длительном хранении, а какие готовятся к рейсам:
Этот пирс (с обозначением F) из-за пандемии временно закрыт, за исключением трёх гейтов, отданных под внутренние рейсы, поэтому все стоянки в нём временно используются как дальние. Ну, раз его проезжаем мимо, то высадка через автобус гарантирована - и это в аэропорту, где, казалось бы, проблем с телетрапами быть не должно.
Здесь находятся те самые гейты F1-5, задействованные под внутренние рейсы, и у пристыкованных здесь бортов уже явно побольше признаков жизни.
Это уже самый южный пирс G, обслуживающий исключительно внутренние рейсы - сюда-то мы и прибудем:
Вот, собственно, и весь внутренний сектор как на ладони. Жизнь внутри Турции кипит - все в разлётах: кто в столицу, кто в глубинку, а кто на средиземноморские курорты.
Нашим соседом оказывается A320 с бортовым TC-JPJ, который летом 2018 мне попадался дважды подряд - из Стамбула в Бари и обратно:
А с другой стороны - возрастной Б737-800 (TC-JFM), с начала этого года переведённый, как и все остальные его возрастные собратья, в дочернюю AnadoluJet:
Закрытия дверей автобуса долго ждать не пришлось, и начинается короткая четырёхминутная поездка сначала вдоль стоянок, а затем мы нырнули в "подземелья" терминала, и так продлилось до самого прибытия ко входу - зато путь срезали изрядно.
5. Аэропорт Стамбул
Выходим из автобуса и заходим в терминал:
После чего сразу направляемся по указателям на транзит:
Почти сразу же попадаешь в просторный светлый коридор прибытия, где поистине поражаешься размаху терминала. Работа поистине титаническая - выстроить такой терминал в весьма сжатые сроки...
Увы, количество вылетов тут также будет поскромнее, чем обычно - с тех пор, к счастью, ситуация поменялась в лучшую сторону:
Направляюсь дальше - выход в город через паспортный контроль мне как транзитному пассажиру не нужен:
За окном жизнь тоже идёт своим чередом - к вылету готовится собрат моего борта со следующего рейса - A321neo (TC-LSS):
Буксируют единственный Б737-800 албанской дочки Turkish - Air Albania (TC-JZG), находящийся в мокром лизинге от самих TK:
Я же дошёл до международного транзита - мне направо, остальным прямо. Увы, выхода по прибытии из Европу сразу в чистую зону, как в Ататюрке, больше нет. К счастью, досмотр был довольно беспристрастным, и у меня даже не забрали бутылки без пакетов Duty Free.
Досмотр пройден успешно, и этим кадром я, пожалуй, и закончу сегодняшнюю часть:
Пора подводить итоги данного перелёта:
Аэропорт Вена-Швехат, Терминал 3 - 5. Как всегда, всё слаженно и организованно, а от терминала приятные впечатления.
Turkish Airlines - тут я хотел бы разделить оценку:
- Информирование пассажиров о нормах провоза багажа - 4. На сайте так и не нашлось информации, где прямо говорилось об отсутствии ограничения по количеству мест. Это избавило бы пассажира от лишней суеты в аэропорту ради покупки дополнительного чемодана.
- Экипаж - 3. Приветливости особой встречено не было, а поведение бортпроводницы с запретом съёмки, не прописанной в правилах авиакомпании - неприемлемо.
- Бортовое питание - 4-. По уровню особых нареканий нет, но сухомятка вместо горячего питания - такое себе.
- Самолёт - 5. Удобные эргономичные кресла, современная система развлечений.
Аэропорт Стамбул - 5. Прекрасная работа наземных служб, просторный и чистый терминал.
ВК - @a321lufthansa (мой профиль); @a321lufthansaofficial (группа).
Instagram - @a321lufthansa.
Критиканство не приемлю. Всем спасибо за внимание!
✈✈✈
© A321Lufthansa