Бангкок, вид из отеля.
Довелось мне два месяца тому назад лететь ими в Бангкок и обратно в Москву с пересадкой в Абу-Даби. Летел на самолетах «ETIHAD AIRWAYS» в первый раз и то благодаря внезапно купленному распродажному билету. На сайте у них сервис довольно приличный: никаких зависаний и косяков, деньги списываются быстро, тут же приходит на почту электронный билет. Затем до оправления с интервалом в неделю – три дня на телефон приходят СМС-ки, а на e-mail письма, о возможном изменении в расписании или доступе к он-лайн-регистрации. К тому же при бронировании можно было выбрать себе места в самолете на все сегменты. Багаж допускался в самолет весом в 32 кг + ручная кладь. В общем, начальное впечатление складывалось довольно хорошее. Перед полетом посмотрел кучу хвалебных отзывов о данной авиакомпании и зарделся мыслью, что тут будет что-то сравнимое в «Эмиратами», на которых уже неоднократно ранее летал, а может даже лучшее.
Реальность оказалось хуже. Еще в первом полете из Москвы до Абу-Даби (EY 64) проводницы сумели так накосячить, что диву даешься: стали раздавать горячий завтрак за 1 час 20 минут до посадки. А-320 был забит полностью, в иллюминаторе уже показался Ормуз, а бортпроводницы «окучили» только половину салона. Дальше, после доклада командира корабля о скорой посадке в Абу-Даби, началась беготня со второй световой скоростью с рассовыванием блюд не евшим еще пассажирам. Русская стюардесса Анна во время одного забега по салону так задела мне руку, что мой омлет выпрыгнул из касалетки и оказался на подносе у соседки-пассажирки. Мы ели как новобранцы в армии при дедовщине – за 5 минут мы должны были подавиться основным блюдом, съесть салат и попить чай с кексом. Уже закрылки вышли, а стюры только убрали использованные ланч-боксы, уселись на свои места и утерли трудовой пот. Как сказали бы классики - сумбур вместо завтрака. Первый терминал аэропорта Абу-Даби, с которого предстояло лететь до Бангкока, тоже оказался далеко не айс. Он был переполнен пассажирами как наш любой районный автовокзал в период майских праздников, когда все едут садить картошку. Присесть было особо негде. Преобладали «общечеловеки» (я в последнее время после Сочинской Олимпиады и Крыма так стал называть европейцев - так они задолбали своими «ценностями!»). Сами накопители, где пассажиры, пройдя досмотр, находились в ожидании посадки, представляли собой круглые (похожие на скороварки) помещения с минимальным набором сидений. Толпа, которая летела в Бангкок, с шумом и писком нервно залазила в Боинг-777-300. Из-за такой посадки вылет задержался на час. Дальше полет прошел нормально, стюардессы оказались профессионалами с большой буквы, еще лучше – пилоты. Самолет 6 часов летел плавно и также мягко приземлился в аэропорту Бангкока. И тоже с опозданием на час.
За семь дней до обратного полета я стал ежедневно мониторить на сайте аэропорта Бангкока пунктуальность вылета моего «этихадовского» утреннего рейса EY 403. И что заметил: только два дня из семи самолет вылетел из Бангкока вовремя, в остальные дни – с опозданием в час-полтора-два и три часа. Напомню, что пересадка в Абу-Даби на рейс EY 63 в Москву по плану составляет два часа 40 минут. Вы скажете, что это проблема «Этихад» как отправить опоздавшего по их вине транзитного пассажира в Москву. Но тонкость заключалась в том, что из Москвы мне предстояло лететь в Екатеринбург на «Уральских авиалиниях» по другому билету через три часа после предполагаемого прилета из Абу-Даби. И оставаться до утра в «Домодедово» в мои планы не входило.
В день вылета рано утром я отправился из отеля в аэропорт.
Солнце в Бангкоке всходит в 6.30 – 6-40. За тридцать минут по хайвею такси доехало до Суварнабуми,
показалась диспетчерская вышка, а вскоре мы встретились с большим портретом королевны Сирикит. Во время регистрации на рейс я узнал, что посадка будет не в 8.10, в а 9.40.
Самолет опаздывает с прибытием на полтора часа. Даже если он прилетит с таким опозданием в Абу-Даби, у всех «москвичей» будет один час для пересадки. Томительное ожидание самолета в чистой зоне аэропорта Суварнабуми скрашивалось великолепной видимостью одной из двух ВПП, на которую приземлялись авиалайнеры. Из персонала аэропорта никто ничего не знал, когда прибудет наш рейс.
Выгрузка – загрузка прошла очень даже быстро. В 9.50 я уже был на борту. Что сказать про самолет? К сожалению, я не запомнил его номер и не смог рассчитать его возраст. Но чисто визуально, «Боингу» лет 10. Расстояние между креслами достаточно хорошее для моего 180 см-роста.
Сами сидения тряпичные, но не уделанные. Цвет сидений бежево-желтоватый – не утомляет зрение. Подголовники из кожзама.
Вмонтированные мониторы «тач-скрин» при посадке на борт показывали рекламу и вид с передней камеры.
Путешествующие массы дружно расселись по местам
и самолет как-то буднично отчалил от «рукава».
На часах 10.10. Опоздание – полтора часа. Еще минут десять «Боинг» маневрировал по территории аэропорта
и в 10.20 мы взлетели. Взлет был плавным, никаких потрясываний не было.
Самолет набирал высоту,
минут через 20 после взлета началось обслуживание пассажиров. Так как по этихадовским понятиям было еще утро, то всему эконому предложили горячий завтрак. Курица была вполне съедобна, но немного островата.
Алкогольные напитки и пиво по утрам, видимо, не раздают (когда летели в Бангкок – разливали, хоть запейся). Сейчас же только соки, воды и газировка. Стюард по нашему ряду раздавал еду довольно умело, при этом не забывал строить глазки молоденьким пассажиркам.
Кухня в хвосте самолета была довольно чиста, всё было прибрано по полочкам.
Туалет тоже был опрятным, но, конечно, он проигрывал по отделке эмиратовскому собрату для эконом-класса.
Шесть часов полета прошли очень буднично.
За два часа до приземления бортпроводники принесли легкую закуску в виде сладкой булочки и сока/чая.
За 15 минут до приземления на мониторах появилась таблица для транзитных пассажиров, где под № 3 сообщалось о рейсе на Москву и указывался его гейт № 15.
Приземление было мягким.
Самолет прибыл с 50-минутной задержкой. Аэропорт строится, возводится новая ,громадная ВПП, поэтому минут пятнадцать самолет плутал по «стройке века». Затем «Боинг» пристыковался к рукаву терминала №3 (новый).
В этот раз там было более-менее свободно. «Общечеловеков» было мало, зато китайских товарищей была просто уйма. А они, как известно, довольно шумные. Обычный «сет» в «Макдональдсе» - 7 долларов. Цены на алкоголь по ряду позиций процентов на 20 ниже, чем в Домодедово, да и выбор богаче.
Не успел откушать гамбургер, как раздался клич по второму этажу, что началась посадка на Москву. На часах было ровно 14.00. А самолет через час. Наши пассажиры уже сумели сформировать длиннейшую очередь к накопителю.
Зайдя в него и пройдя досмотр, мы дружной массой погрузились в автобусы. Минут через 5 нас привезли к стоящему под парами А-320.
Самолет был не новый, ткань на креслах в салоне была уже замусолена.
В каждом кресле был вмонтирован монитор. Расстояние между креслами было уже гораздо меньше, чем в предыдущем «Боинге», но при большом желании сидеть было относительно удобно. Ровно в три часа дня самолет покатил на взлет. Командир по-английски поздоровался с пассажирами, сообщил о времени полета (4 часа 50 минут), о погоде в Москве (минус 5 и снег). Далее с «докладом» выступила русская стюардесса о вреде курения в туалете и распивания спиртных напитков из «duty free». Аэробус взлетел быстро, легко и,
слегка помахав крыльями Эмиратам, устремился в направлении Персидского залива.
Минут через сорок стюардессы начали обслуживание пассажиров.
Как бывает на переполненных рейсах, мясо всегда достается первым рядам и чуток подальше, а также в центре. Остальным пассажирам, как всегда, остается только рыба. Она была по-восточному остра, а слегка пережаренный рис горчил.
Впрочем, салат и желе скрасили с лихвой заморские пряности. Для желающих выпить предлагалось пиво и сухое вино. Не сказать, что стюардессы трудились слаженно, но делали они всё это как-то с легкой ленцой.
Обслуживание закончилось, когда мы подлетали к Кавказу, т.е. спустя два с половиной часа с момента взлета.
Свет в салоне погас и в иллюминаторах стали заметны освещенные Луной заснеженные горные вершины. Далее, все кто спал, кто смотрел фильмы (в т.ч. на русском языке), а кто по-тихому наливал себе «нелегального» вискаря. За полчаса до приземления в салоне включился свет и командир корабля доложил о скором приземлении в аэропорту Домодедово и о погоде со снегом в 5 градусов мороза. Стюардессы пронесли по салону заключительные подносы с соками и водами и вскоре наш А-320 довольно мягко приземлился на заснеженную ВПП. Было 19.20, как по расписанию. Аплодисменты в салоне были хлипкими. Аэробус катил к аэровокзалу по какой-то темноте.
Что сказать далее…
Далее снимков не будет. Будет проза жизни. Аэропорт Домодедово произвел на меня «неизгладимое» впечатление. Я не был там (Бог уберегал!) пять лет. Вылетал то из Кольцово, то из Толмачёво, то из Шереметьево. Понятно, что всем начальникам аэропорта и авиакомпаний хочется кушать постоянно черную икру вперемешку с красной. Поэтому и понабрали рейсов сверх меры, а аэропорт Домодедово просто задыхается. Такого количества народа на один квадратный метр я не видел даже в Бомбее. В воздухе залов появился довольно неприятный «аромат», напомнивший мне запах Казанского вокзала Москвы 20-летней давности с его снующими бомжами и обгаженными углами. Персонал аэропорта довольно груб. Туалеты (мужские) работают на пределе мощностей. Залы ожидания, как в чистой зоне, так и в зоне регистрации переполнены. И это в период, когда еще нет массовых задержек по метеоусловиям. Особенно это касается терминала внутренних авиалиний. Присесть особенно негде. Нет, вру: можно, конечно, расположиться и поесть в бескрайних по площадям кафе и ресторанах аэропорта, где цены на однообразную и невкусную еженедельно приготовленную еду (подогреваемую в микроволновках) давно переплюнули ценник парижского ресторана «Прокоп». На нижних этажах внутреннего терминала темно и холодно. По громкоговорителям громко, с давящей на уши военной интонацией, непрерывно вещают об изменениях выходов или ищут по фамилиям опоздавших на посадку. Некоторые фамилии уже запоминаются с третьего раза. Такого «радио» я давно не слышал. Встречные массы запыхавшихся пассажиров со всей России создают нехилое броуновское движение. Скрашивает томительное ожидание своего рейса относительно хороший вай-фай. Но постоянно идет битва среди пассажиров (согласно законам Дарвина) за розетки для подзарядки гаджетов. Слово «комфорт» в аэропорту «Домодедово» скоро станет ругательным.
Итоги:
1. Авиакомпании «ETIHAD AIRWAYS» общая четверка. До «Emirates» им еще расти и расти.
2. Первому терминалу аэропорта Абу-Даби тройка с плюсом (плюс за цены в Duty Free).
3. Администрации аэропорта Домодедово тройка с минусом. За «неимоверные» усилия по предотвращению превращения одного из главных аэропортов России в откровенный бомжатник.
Вывод: грех обижаться на «ETIHAD AIRWAYS» за полеты в Бангкок и обратно при ценнике в 19 тыс. рублей. А будущий транзит через аэропорт Домодедово для меня только в случае крайней жизненной необходимости.