Доброго дня, авиаторы! Подошло время летнего отпуска, который я решил провести в Черногории. Прямым авиасообщением из Москвы в Тиват на постоянной основе летают Аэрофлот, Montenegro Airlines и S7. Чартерные рейсы выполняют Red Wings, Ямал, Уральские Авиалинии, Ютейр и Royal Flight. В Подгорицу можно долететь только на регулярном рейсе Montenegro Airlines или чартерном ВИМ Авиа.
Билеты я покупал в начале марте. Самый дешевый вариант предлагали Turkish Airlines в Подгорицу со стыковкой в Стамбуле - этот вариант мной был исключен из-за нестабильной ситуации в Турции, неудобного времени вылета и аэропорта прилета. Чуть дороже, но уже прямой рейс предлагали S7 Airlines по своему тарифу Эконом Базовый (с платным багажом и выбором места). Выбор был сделан именно на эту авиакомпанию из-за множества плюсов - удобное время вылета и прилета, возможность выбора из нескольких рейсов в день, прямой рейс, аэропорт вылета и прилета. Стоимость авиабилета по маршруту Москва - Тиват - Москва составила 13520 рублей. Примерно за 16000 рублей предлагали улететь Red Wings и Уральские Авиалинии, за 18000 рублей Montenegro Airlines и Air Serbia (с пересадкой в Белграде), за 20000 рублей Аэрофлот и Ямал.
Билеты покупались на троих, из дополнительных услуг мы взяли выбор места (туда/обратно) - стоимость одного места 300 рублей и 1 багаж весом до 23 кг (туда/обратно) - стоимость 1652 рубля в одну сторону. Итого на троих: 45664 рубля, т.е. на каждого вышло примерно 15220 рублей.
Вылет из московского аэропорта Домодедово был назначен на 8 июля. За 24 часа до вылета на сайте авиакомпании можно сделать онлайн-чекин. При уже выбранных местах - это формальность, подтвердить свое присутствие на рейсе. Во время регистрации можно еще раз приобрести платные услугу или изменить место в салоне.
За 2 часа мы приезжаем на машине в аэропорт.
Зона регистрации.
У S7 есть свой островок, где они проводят регистрацию сразу на все рейсы авиакомпании, также есть возможность распечатать свой посадочный через киоск саморегистрации. Стойки для пассажиров экономического класса:
И бизнес класса:
У нас уже были распечатаны посадочные талоны, поэтому мы идем на стойку Drop-off чтобы сдать багаж и сразу отправиться в стерильную зону. На стойке у нас приняли багаж, взвесили и проверили по габаритам ручную кладь и выдали новые посадочные.
Далее следуем на паспортный и таможенный контроль.
После прохождения всех формальностей, а в тот раз это было как никогда быстро из-за отсутствия каких либо очередей, мы оказываемся в стерильной зоне. Людей пока немного, есть свободные места. Здесь расположены магазины duty-free, несколько кафе и ресторанов.
Есть удобные зарядки для гаджетов.
После покупок в магазинах беспошлинной торговли коротаю время перронными зарисовками.
Airbus A319 "Уральских Авиалиний" ждет своих пассажиров у гейта.
Airbus A320 "Etihad Airways" готовится к обратной дороге в Абу-Даби.
Из Хьюстона прилетел Boeing 777-300 авиакомпании "Singapore Airlines" в ливрее альянса. Здесь он делает промежуточную остановку и отправится дальше в Сингапур.
Наши посадочные тоже стали участниками фотосессии для обзора
А вот и наш самолет. В Тиват мы полетим на Airbus A320 с бортовым номером VQ-BES, на момент полета самолету 6 лет и 9 месяцев. В авиакомпанию пришел напрямую с завода в Тулузе в декабре 2009 года. Самолет имеет двухклассную компоновку: 8 мест бизнес класса и 156 мест экономического класса.
Пассажиров приглашают на посадку.
Кресла бизнес-класса.
Занимаем свои места, вид с места 7F на Airbus A320 авиакомпании SWISS.
Места для ног достаточно.
Панель управления. Загорелось табло "Пристегните ремни". Начинается подготовка кабины к полету, экипаж демонстрируется аварийно-спасательное оборудование и проверяет готовность салона ко взлету.
Во время руления в кадр попался Airbus A321 авиакомпании "Air Moldova".
Стоянка "зеленых" и трансаэровский Джамбо.
С задержкой в 15 минут мы взлетаем из Домодедово и берем курс на Тиват. Заявленное время в пути - 3 часа 30 минут, мы долетели ровно за 3 часа. Маршрут проходит в облет Украины. Сначала берем курс на Белоруссию, далее Польша, Словакия, Венгрия, Сербия и конечный пункт - Черногория.
Минут через 30 после взлета начинается обслуживание. Меня очень удивило, что на весь А320 было всего 4 человека в экипаже: 2 человека работали в бизнес-классе (все 8 мест там были заняты), 1 человек работал на задней кухне и еще 1 человек в салоне экономического класса. Сперва была предложена пресса (несколько газет на выбор), далее прохладительные напитки (вода, соки и лимонад), после этого было предложено питание на выбор: овощи или куриная котлета с рисом, я выбрал второе.
Хочется отметить стиль бокса, в котором подается еда.
Содержимое ланч-бокса: салат коул-слоу, фрукты, вафельный торт, кетчуп, хлеб. Все очень вкусно и сытно. На горячее, как писал ранее: куриная котлета с рисом.
После завтрака были предложены горячие напитки: чай или кофе.
Наш лайнер стремительно движется к пункту назначения. КВС несколько раз за полет выходил на связь, сообщал различную информацию, какая скорость, температура и где пролетаем.
Пришло время пройтись по самолету. Салон экономического класса:
Туалетная комната.
Задняя кухня.
Экипаж объявляет о начале снижения, время вернуться на свое место. Чуть не забыл сфотографировать для вас бортовой журнал и инструкцию по безопасности.
Перед посадкой всем пассажирам раздают промо-сувениры от известной кофейной компании.
Мы уже летим над территорией Черногории, о чем свидетельствует необычный горный рельеф.
Способ захода в Тивате сложнее, чем в обычном аэропорту. Заход происходит со стороны моря над заливом, далее среди гор в довольно узком коридоре и с небольшим разворотом непосредственном перед посадкой. Этот "сложный" заход сыграет с нами небольшую "шутку" при вылете, о которой я подробно расскажу в следующем обзоре. Пока все супер - светит яркое солнце, под нами синее море и ничего не отделяет нас от отдыха, которые вот уже, совсем рядом.
Будванская Ривьера под крылом нашего самолета.
Заходим в горный коридор.
Делаем небольшой поворот...
...и касание, реверс, торможение.
Сразу заруливаем на стоянку, аэропортовые службы начинают обслуживание самолета.
Высадка пассажиров осуществляется через два трапа. Далее следуем пешком к терминалу.
Наша "птичка" на стоянке.
ATR 72 авиакомпании "Air Serbia" на стоянке.
Добро дошли у Црна Гора.
Очередь на паспортный контроль.
Зал выдачи багажа. Здесь всего одна лента выдачи багажа, аэропорт очень маленький и может обслуживать всего 6 рейсов на взлет и посадку, поэтому здесь этого достаточно.
"Таможня дает добро" и сразу после выхода из зала выдачи багажа мы оказываемся...
...на улице
Открывать. Именно так я называл свой обзор о полете в Тиват. Для меня это было открытие, еще раз для себя я открыл авиакомпанию S7 Airlines, которую игнорировал ранее. Высокий уровень сервиса, хорошие и комфортные самолеты, адекватная и оправданная цена на билеты - все это в совокупности оставляет только позитивные и яркие эмоции. Также для себя я открыл Балканы, тайная любовь к которым у меня была еще давно. За время отпуска удалось объездить все побережье, побывать в Боснии и Герцеговине, если бы еще было время, обязательно посетил бы Албанию и Хорватию. В Сербию я хочу давно, возможно, именно эта страна станет одним из следующих мест, где я окажусь.
В ближайшее время я постараюсь написать обзор об обратном полете, который оказался для меня одним из самых необычных.
С радостью отвечу на все ваши вопросы, и по традиции - летайте достойными авиакомпаниями! Продолжение следует.