Доброго времени суток всем авиаторам, гостям и завсегдатаям Airlines Inform, а так же всем влюблённым в небо!
Представляю вам обзор весьма необычного полёта, что состоялся 18 марта 2017 года: Москва (Домодедово) - Нарьян-Мар.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Этой субботы я ждал несколько месяцев, а утро 18 марта было наполнено особой атмосферой предстоящего путешествия, ведь меня ожидал необычный рейс. 2 часа 20 минут полёта на борту уникального самолёта, довольно редко встречающегося в наше время - Як-42Д, в город на крайнем севере, находящийся далеко в Заполярье, в Нарьян-Мар!
Неординарность этого рейса так же заключалась в том, что наш Як-42 был зафрахтован для проведения "Полёта ради полёта", однодневного путешествия, посвящённого одному самолёту и одному городу, в котором мы провели интересный и очень насыщенный день.
Но кто же это, "мы"? Мы - это больше 100 разных людей, неравнодушных к небу, к полётам, к интересным и уникальным летающим произведениям искусства.
Организаторы мероприятия назначили время встречи в Домодедово с 6:30 до 7:15, чтобы после регистрации всей группой отправиться на досмотр и на перрон аэропорта.
Место встречи - зал прилёта международного сектора:
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Рейс чартерный, билет групповой, поэтому регистрацию проходили сразу все вместе. То есть, "кто не успел - тот опоздал".
https://www.airlines-inform.ru/license/
Интересным открытием для меня было то, что информация на посадочном талоне печаталась на кириллице. Точно так же размечались кресла в самолёте: вместо привычных ABCDEF было АБВГДЕ. Это весьма забавно, потому что в самом лайнере использовались оба шрифта. Вот и думай, куда тебе сесть: в проход или по центру?
https://www.airlines-inform.ru/license/
А мы, тем временем, идём вглубь терминала. Замечаю, что наш рейс один из первых на табло:
https://www.airlines-inform.ru/license/
Оказалось, что съёмочная группа телеканала "Россия 1" тоже летит с нами! Приятный сюрприз https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Оставшееся до посадки время мы слушали инструкции организаторов (Как вести себя на перроне аэропорта, по прилёту в Нарьян-Мар и т.п.). Посадка в автобусы производилась очень быстро и раньше назначенного времени, чтобы предоставить нам возможность погулять по лётному полю вокруг Як-42 перед отправлением.
https://www.airlines-inform.ru/license/
"Полёт ради полёта"
Наш самолёт: Яковлев Як-42Д с регистрационным номером RA-42389, настоящее чудо советского авиапрома, обладающее уникальными характеристиками для самолётов того времени. На самолёт установлены 3 реактивных двигателя Лотарев Д-36, обеспечивающие короткий разбег, что позволило использовать Як-42 на аэродромах с ограниченной дистанцией ВПП. Эти двигатели имеют высокую степень двухконтурности, поэтому, в отличие от других лайнеров советской эпохи, Як-42 менее шумный и более экономичный.
Отличительной особенностью Як-42 является отсутствие реверса тяги, самолёт останавливается только с помощью тормозов и интерцепторов.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Как и Як-40, Як-42 имеет встроенную дверь-трап, которая находится в хвостовой части самолёта:
https://www.airlines-inform.ru/license/
В течение получаса мы гуляли вокруг самолёта и фотографировали его:
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Но тут раздался оглушительно-громкий звук реактивного двигателя, и рядом с собой я увидел Airbus A321 Уральских авиалиний, что направлялся к месту стоянки:
https://www.airlines-inform.ru/license/
Пришло время отправляться на север! Покидаю перрон и вхожу в самолёт по аэродромному трапу.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Когда я вошёл внутрь, в самолёте уже было довольно много людей, как и сидящих на креслах, так и стоящих в проходе. Поэтому будет логичнее предоставить вам фотографии салона, сделанные по прилёту в Домодедово вечером того же дня на этом же самолёте.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Кресла ещё с советских времён. Очень удобные, 2 часа 20 минут пролетели в них незаметно!
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
А вот с шагом кресел дела обстоят чуть менее радужно. Кресла стоят почти вплотную друг к другу, ноги упираются. С ростом 170 см на дистанции малой и средней протяжённости лететь приятно, но люди повыше будут ощущать дискомфорт.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Пряжка ремня аналогична той, что в Ту-154:
https://www.airlines-inform.ru/license/
Инструкция по безопасности, дубликаты которой разрешили взять с собой после прилёта в качестве сувенира:
https://www.airlines-inform.ru/license/
Не повезло мне в этот раз с местом у иллюминатора... Но кто-то ведь должен сидеть у прохода https://www.airlines-inform.ru/license/
Тем временем, пассажиры у окна любуются пасмурным и туманным перроном аэропорта Домодедово, который не выглядит таким уж мрачным благодаря зелёным фюзеляжам S7 и "апельсиновому" самолёту Embraer, что стоял по соседству с нами.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Момент, которого я ожидал несколько месяцев: 3 мощных двигателя с прекрасным звуком, сопоставимым с музыкой, разгоняют Як-42 и уносят пассажиров далеко в Заполярье. Впереди 2 часа безмятежного полёта над лесами и заснеженной тундрой...
Лайнер взбирается на эшелон, прорывая московскую облачность:
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Перед завтраком мы получили ещё немного информации, в частности, говорилось про организацию полёта на вертолёте Ми-8 над Нарьян-Маром. Об этом расскажу в конце https://www.airlines-inform.ru/license/
Бортпроводницы готовятся к раздаче сэндвичей и напитков, самое время для прогулки по салону этого интересного самолёта.
Повсюду дух СССР, будто перенёсся во времени. Это подтверждает каждая вещь, от интерфона и панели освещения над головой пассажира до крана на умывальнике в санузле:
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Во время моего возвращения к своему креслу, добрый пассажир снова уступил мне место у окна https://www.airlines-inform.ru/license/
Сразу же после этого бортпроводницы раздали вкусные сэндвичи с копчёной курицей и сыром. По части напитков стандартно: вода, соки, газировка, чай/кофе.
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Как только окончил завтракать, взглянул в иллюминатор: облачность давно рассосалась, и мне с высоты открылась великолепная снежная тундра! Где-то там внизу бродят олени, а ненцы в чуме, вероятно, тоже завтракают и смотрят вверх на конденсационный след Яка, самолёта, который уже совсем скоро приземлится в аэропорту Нарьян-Мара и откроет путешественникам-авиаторам землю северную.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Нарьян-Мар встретил нас ясным небом и обилием снега. В тот день было аж 5 градусов тепла, что в середине марта весьма необычно для Ненецкого округа.
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Аэропорт Нарьян-Мар
Аэропорт Нарьян-Мар внешне мало чем примечателен, однако таит в себе огромное стратегическое значение. Нарьян-Мар является опорным пунктом практически для всех экспедиций на Северный полюс и рейсов на полярные станции. Так же местный аэропорт - единственный способ добраться до многих сёл и деревень, ведь дороги встречаются далеко не везде. Для многих людей в Ненецком округе авиация - это единственная возможность связи с остальным миром!
https://www.airlines-inform.ru/license/
На перроне аэропорта часто можно встретить Ан-74, которые следуют на Полюс, а так же Ан-2, оборудованные лыжами для глубокого снега и различные вертолёты. В этот раз нам составил компанию Як-42 "КрасАвиа", полярный Ан-74 и Boeing 737-500 "ЮТэйр", который ежедневно выполняет рейсы из московского аэропорта Внуково.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Зал выдачи багажа расположен отдельно от терминала. В нём всего одна лента, что абсолютно достаточно в условиях низкого пассажиропотока.
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
На стене висит карта Ненецкого АО и расписание рейсов на лето 2016. Зимой отсюда всего два пункта назначения за пределами региона, в которые выполняются регулярные рейсы: Архангельск (Нордавиа) и Москва-Внуково (ЮТэйр).
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
До обратного рейса оставалось примерно 8 часов, за это время нам предстояло посетить праздник "Буран-Дей", что проходил на замерзшей реке-Печоре, вблизи наблюдать за гонками на тяжелых снегоходах "Буран", познакомиться с северными оленями, полетать на вертолёте Ми-8 над городом и провести насыщенный весенний снежный день в Заполярье.
Изъявивших желание полетать на вертолёте "Нарьян-Марского объединенного авиаотряда" разделили на 4 группы. Первые три летят сразу после прилёта в Нарьян-Мар, остальные - в самом конце мероприятия, перед обратным рейсом. Лично я находился в списках 4-ой группы, поэтому направился в город сразу, в предвкушении красочных снегоходных заездов.
Но не тут-то было... заезды я конечно посмотрел, с оленями познакомился, да фотографий не получилось https://www.airlines-inform.ru/license/
Мой смартфон (к сожалению, единственная фотоаппаратура) меня подвёл, перезагрузив систему. Он настойчиво требовал подключение к wi-fi, что в условиях крайнего севера было невозможным. В таком плачевном состоянии он не показывал даже времени, что говорить о камере?
Фотографии остальных участников мероприятия можно найти по хештегу #полетрадиполета
После посещения праздника мы направились в кафе, обед в котором был включён в стоимость мероприятия. Именно там мне удалось восстановить работоспособность телефона. Уровень заряда составлял 30%, что означало возможной съемку вертолётной части программы! https://www.airlines-inform.ru/license/
Начинались сумерки, когда мы вернулись в аэропорт.
Полчаса до вылета в Москву. Участники четвёртой "вертолётной" группы, включая меня, в очень быстром темпе, сравнимым с преодолением марафонской дистанции, вбежали в терминал и сразу же направились на досмотр вне очереди. На регистрацию времени не было, посадочные талоны сотрудники аэропорта посчитали формальностью и решили ими пренебречь. Их нам отдали перед самым взлётом, в салоне самолёта.
Обновлённый фасад терминала (фото взято из интернета):
https://www.airlines-inform.ru/license/
В плане интерьера терминал ничем особенным похвастаться не может. Но, как я уже писал выше, он для других целей строился.
Стойка регистрации всего одна, на фотографии - слева, наполовину прикрыта.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Залы ожидания? Duty-free? Здесь ничего этого нет. После досмотра попадаешь в накопитель, где находится одинокий автомат с напитками (за кадром) и выставка детских рисунков.
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
Надолго задерживаться в терминале мы не стали. После короткой переклички наша группа вышла на перрон и я, в предвкушении первого в своей жизни полёта на вертолёте, вместе с компанией направился к стоянке Нарьян-Марского авиаотряда.
https://www.airlines-inform.ru/license/
https://www.airlines-inform.ru/license/
В вертолёт мы садились также оперативно, с минимальным временем на фотографию.
https://www.airlines-inform.ru/license/
Как только все оказались на борту - запуск, и мы медленно покатились на рулёжку, откуда происходил вертикальный взлёт.
https://www.airlines-inform.ru/license/
15 минут нас катали как над самим Нарьян-Маром, так и над прилежащими территориями. Мы пролетали и над замёрзшей Печорой, и над кораблями, скованными льдом. Снежная тундра, вечернее небо и разноцветные малоэтажные дома открылись нам с борта вертолёта, кружившего над северным городом...
https://www.airlines-inform.ru/license/
Хоть день и не кончился на этой фотографии, она стала завершающей и на тот момент, и в моём заполярном рассказе, ибо я "потерял" свой телефон на десяти оставшихся процентах заряда.
В качестве эпилога, представляю вам короткий фильм о "Полёте ради полёта", снятый одним из участников мероприятия - Александром Прокопенко:
Благодарю всех за прочтение! https://www.airlines-inform.ru/license/