Двумя днями ранее по СМИ и интернету громогласно разнеслась информация об ультиматуме Аэрофлота по поводу возможного прекращения оплаты топлива для самолётов Трансаэро как раз с 02.10.2015 и заявлении правительства РФ о возможном банкротстве авиакомпании.
Получалось, что мой самолёт в любом случае должен был вылететь из Домодедово накануне, а полетит ли он из Владивостока обратно - это был вопрос. Масла в огонь подливало то, что уже полным ходом шли отмены международных рейсов ТСО и ряда внутренних. Я успокаивал себя тем, что дальневосточные рейсы являются одной из "скреп", удерживающих Дальний Восток в составе РФ, так что резкие действия здесь будут предприняты в последнюю очередь, да и в глубине души была уверенность, что всё будет хорошо. Так и получилось.
Моя дорога в аэропорт началась ещё затемно на вокзале Владивостока,
где в 6:20 я сел на самую обычную электричку до остановки "Артём-Приморский 1". Билет стоит 70 рублей, что в 5 раз дешевле аэроэкспресса.
Железная дорога проходит под низководным мостом, через который пролегает альтернативная дорога из аэропорта в город.
Восход солнца
В 7:35 высаживаюсь на вышеназванной остановке. Накануне прошёл тайфун, после которого резко похолодало, и утро встречает меня почти морозной свежестью. До аэропорта 4 километра пешком. Багаж в виде заплечного рюкзака необременительный, времени вагон, и можно прогуляться не спеша.
Указатель у развязки на аэропорт уже начал линять
Приморская осень. Из-за близости океана настоящая осень со своими красками будет недели через 2, а это лишь её предвестники.
Вид на терминал аэропорта и терминал аэроэкспресса
Неподалеку от терминала установлен в качестве памятника Як-40, названный в честь заслуженного пилота РФ В.А. Сайбеля, генерального директора а/к Владивосток-Авиа, которую поглотил Аэрофлот, сделав из неё а/к Аврора.
Кстати, во Владивостоке также есть памятник Як-40.
У терминала готовится к полёту в Шереметьево аэрофлотовский B777-300ER VP-BGF. В окнах телетрапа не видно "движухи", а значит, посадка ещё не началась. Так что если вы летите рейсом SU1701 налегке, без багажа, с пройденной онлайн-регистрацией и распечатанным посадочным талоном и умеете достаточно быстро ходить, можете попробовать так же сэкономить на аэроэкспрессе. За последствия не отвечаю, риск целиком лежит на вас.
У меня же по прежнему впереди много времени, решаю немного поспоттить из-за забора.
На стоянке находятся: два зелёных огурца А320 - один с классическими законцовками крыла
другой - с шарклетами и имеет регистрационный номер VP-BOG (с учётом того, что у S7 есть также А320 VQ-BES, выглядит это особенно забавно)
Ту-204 СЛО "Россия"
B735 Авроры в ливрее SAT с облезлым носом и патриотичной регистрацией RA-73013
Хотелось заснять взлёт аэрофлотовского 77W но, погуляв около аэропорта, я замёрз и, не дождавшись взлёта, решил скоротать остаток времени внутри.
Табло вылетов. Посадка на рейс АФЛ как раз только что закончилась. Рейс на Терней по факту был отменён, о чем неоднократно извещал громкоговоритель.
До начала регистрации на мой рейс UN124 ещё около полутора часов (я зарегистрировался через смартфон за 30 часов до вылета, так что мне оставалось лишь получить посадочный талон и сдать багаж) и я отправился перекусить в неоднократно упоминавшееся в обзорах кафе на нижнем уровне терминала. Обнаружилось, что кафе перестало быть "секретным" и обзавелось указателями.
А вот еда здесь не порадовала. За незатейливые суп и второе пришлось выложить 300 рублей, при этом блюда оказались невкусными. Вот она, цена пиара. Так что не рекомендую. Берите еду с собой из города. В кафе заглянул во флайтрадар и увидел, что за мной летит борт EI-UNL, который уже начал снижение.
Выйдя из кафе, обнаруживаю, что регистрация уже началась. Получаю посадочный талон
и отправляюсь на эскалаторе на второй этаж в зону вылета.
"Мой" Боинг уже совершил посадку и заруливает к терминалу
Припарковался. Красный слева, зелёный справа - всё по правилам
Итак, интрига: будут ли заправлять самолёт? Вырвался вздох облегчения, когда без задержки к Боингу подъехали жёлтые топливозаправщики и присосались к крыльевым бакам.
Тем временем совершает посадку северокорейский Ту-204 из Пхеньяна.
В этой ливрее с этого ракурса он напоминает огромное насекомое наподобие богомола. Одновременно и пугающе, и забавно.
Сборище экзотических ливрей
Вездесущая на Дальнем Востоке Аврора. А320 VP-BOG готовится к вылету в Новосибирск.
Высоко над аэропортом пролетает противолодочный франкенштейн Ил-38, выполняющий какую-то секретную миссию. Эти самолёты базируются на аэродроме Николаевка под Находкой.
Тем временем небо постепенно затягивается облаками...
Флайтрадар показывает, что скоро должен появиться аэрофлотовский А330-300, выполняющий рейс SU1702. Вот и он.
Касание:
Заруливание:
Символичное фото. Из двоих скоро останется только один...
Немного снимков зоны вылета:
Посадка началась. Что же, в свете всего, что происходит сейчас с авиакомпанией, уже совершенно ясно, что это мой последний полёт с Трансаэро (к счастью, я, словно предчувствуя грядущие события, не поддался соблазну накупить демпинговых билетов у ТСО на зиму). Так пусть же этот полёт запомнится надолго!
Борт EI-UNL - первый 777-300, который Трансаэро получило ещё в ноябре 2011 года. Салон отличается от салона EI-UNP разительно: вместо красного и синего "экономов" - монохромные тёмно-синие кожаные кресла, выглядящие совсем новыми. Видимо, недавно была проведена реновация салона.
Во время полёта на EI-UNP, описанном в предыдущем обзоре, я внимательно осмотрел различные ряды эконома, и в этот раз принципиально выбрал место 53К, которое имеет два иллюминатора (к счастью, оба оказались практически без изъянов).
Во время онлайн-регистрации, кстати, снова были доступны места во второй половине переднего салона эконома с увеличенным шагом кресел, расположенные над двигателем и крылом и не подходящие тем, кто хочет, чтобы вид из окна ничто не загораживало.
Усевшись в кресло, сразу обнаруживаю, что оно намного комфортнее, чем кресла в EI-UNP - возможно, что форма спинки тут уже "анатомическая". Развлекательная система Lumexis работает, в салоне играет мелодия из гимна Трансаэро. Приятно!
Мало того, оказывается, что на этом самолёте, и также в хвостовом салоне (правда, в среднем ряду), летит мой знакомый, с которым не виделись уже несколько лет! Он летал во Владивосток в командировку на 3 дня и сейчас возвращается домой. Вот так сюрприз!
Пара снимков, дающие наглядное представление о просторности салона:
Вид из окна на двигатель RR Trent 772 и стойки шасси стоящего по соседству А333
Северные корейцы полетели домой
Тягач выталкивает Боинг в зону запуска двигателей. Вид на терминал из окна:
Запуск двигателей:
Взлетаем в южном направлении с правым разворотом на 180 градусов:
После разворота из иллюминатора становятся виден Уссурийский залив. Дорога во Владивосток:
Аэропорт Кневичи, старый аэропорт Озёрные Ключи (выглядящий как отросток от основного аэропорта), терминал и линия аэроэкспресса. Виден и А330, который выталкивают в зону запуска. Позади - город Артём.
Посёлок Кневичи и окраина города Артём.
До свиданья, земля! Здравствуй, небо!
Прорезаем слой облаков...
... и за окном появляется красота.
Перед Хабаровском выходим на эшелон FL310. Выше не дают, потому что здесь проходит оживлённая авиатрасса между Японией и Европой и верхние эшелоны заняты.
А вот и попутный трафик со стороны Японии.
В772 Air France:
A333 Finnair, с которым красиво расходимся в небе:
Время еды. На этот рейс у меня также был заказан seafood и он также разительно отличался от сифуда на рейсе во Владивосток. Всё съедобно и вкусно (разве что рис суховат) и заслуживает оценки 4+. Хвала "Аэромар-ДВ"!
Как можно видеть, наш самолёт снизили до эшелона FL300 (9 тысяч метров). Не лучший вариант в плане расхода топлива, но такова воля диспетчеров.
Тем временем за окном - волнистые облака верхнего яруса, а над нами - чей-то свежий конденсационный след.
Тень, отбрасываемая следом от самолёта на тонкую дымку облаков:
Подлетаем к великой реке Лене. Возникает чувство, как будто сейчас начнётся что-то чрезвычайно интересное...
Облака начинают разрежаться, и внизу показывается широкая темная лента реки в обрамлении горящей золотом лиственничной тайги!
Золотое и зелёное:
Ну а здесь - без комментариев.
Пересекая Лену:
Облака, раскрашенные "глорией" от самолёта:
Небольшие притоки Лены:
"Глория" на облаках. Золотая тайга осталась позади, самолёт уходит всё севернее, облака на какое-то время закрывают землю...
Облака снова расступились, и самолёт достаточно долго летит параллельно немаленькой реке. Видимо, это либо Подкаменная, либо Нижняя Тунгуска.
Далее под крылом появляется вот такая "подкова"
после чего земля надолго исчезает в облаках. Иногда в разрывах облачности видна заснеженная тундра:
Иллюминатор также слегка подмёрз:
"Глория" во всей красе. Обработка несколько гипертрофированная, но тем лучше передаёт явление:
На мгновение показался Енисей и снова облака закрывают землю. Когда я летел на аэрофлотовском 777-300ER этим же маршрутом в июле, Енисей был виден во всей красе.
Можно прогуляться по салону и заглянуть в сакральное место:
Крыло Боинга. Стрелками указано направление движения на случай экстренной эвакуации на земле.
Над северо-западом Сибири облака снова расходятся
Пролетаем над Новым Уренгоем - газовой столицей РФ:
около которого расположены замерзшие и потрескавшиеся озёра-блюдца:
И снова облака закрывают виды вниз. Но небо не даёт скучать: справа по борту параллельным курсом мчится японский Дримлайнер с журавликом на хвосте. Судя по текущему времени, это должен быть рейс из Токио в Домодедово...
Поодаль летит А340-300 Swiss Air. Судя по всему, также из Дальней Азии в Цюрих. На А330 я летал, а его четырёхмоторных собратов раньше вживую не видел, и вот теперь наблюдаю в небе.
Поскольку лететь Свиссу на запад дальше, то и дуга его пути проходит севернее, и постепенно он исчезает из вида.
В это время раздают второй обед, который также оказывается очень вкусным:
Поглощая еду, одновременно наблюдаю за красивым полётом японского В788, который постепенно уходит вперёд и исчезает из вида:
Тем временем позади остаются Обь и Урал, скрытые облаками, и в разрывах облачности мелькают ландшафты севера европейской части РФ
Решаю прогуляться в переднюю часть самолёта и снова пофотографировать двигатели. Вот такая красота открывается из узкого окошка выходной двери с левой, солнечной, стороны:
Мост через реку из облаков. Думали, только в сказке такое бывает?
А вот что получилось с двигателями RR Trent 892:
Схема расположения аварийно-спасательного оборудования в самолёте:
Эти рукоятки поворачивают симпатичные стюардессы, когда раздаётся команда "бортпроводникам: двери в положение ARMED"
Украдкой сфотографировал бизнес-класс и чуть виднеющийся "Империал". Правда, бортпроводник заметил и сделал мне выговор. Ну и пусть, зато останется на память.
Облака, расположенные словно на грядках, переходят в сплошную облачность по мере приближения к Москве
Полёт стремительно подходит к завершающей стадии...
Взмахнув крылом на прощание высоким облакам, начинаем снижение...
Подставляем солнцу правый борт, до того 8 часов остывавший в тени.
Режем верхний слой облаков
Взору открывается удивительная картина: солнце подсвечивает нижний слой облаков, но земли его лучи не достигают.
Мгновением позже замечаю в облачности глубокую "борозду", прорезанную нижелетящим самолётом, но не успеваю сфотографировать. Выглядело впечатляюще...
Снижение происходит поэтапно, с нарезанием кругов в зоне ожидания. В Домодедово в послеобеденное время трафик велик. Между облаками уже отчётливо просматривается земля:
Выходим из зоны ожидания и продолжаем снижение:
Режем нижний слой облачности...
За мгновения до посадки...
Касание ВПП было почти незаметным, но уверенным. Видео, к сожалению, нет - USB-шнурок от камеры я забыл забрать в ручную кладь из багажа и её заряд кончился после съёмки взлёта из аэропорта Владивостока.
В соблюдение традиции - A320 Уральцев:
Боинги 777-300ER 5-звёздочной и 4-звёздочной авиакомпаний. А вот белого Дримлайнера не видно. Странно. Может быть, припаркован с другой стороны терминала?
Таджикский B738 и узбекский А320
Австрийцы на А320.
В757-200 ВИМ-авиа, на этот раз в красной, а не розовой, ливрее.
A319 S7 и B738 дочернего "Глобуса" в ливреях альянса OneWorld
Рулим на стоянку B747-400 и B777-300. На ней стоят "раненый" VP-BKL, законсервированный EI-UNM, EI-XLP, и, поодаль - EI-XLI.
EI-UNM
EI-XLP, готовящийся к полёту в Хабаровск
Экипаж готовится к рейсу:
Над ТСО сгустились тучи...
Полёт завершён. Звучит гимн Трансаэро, пассажиры торопятся к выходу, я же выхожу одним из последних, сфотографировавшись на память с симпатичной стюардессой (по её просьбе фото не выкладываю).
Вид крыла, двигателя и шасси Боинга с трапа. Невыразимо грустно покидать самолёт...
Панорама самолёта, снятая из автобуса:
Автобус отвозит пассажиров в зону прилёта, получение багажа занимает довольно много времени, но у меня ещё есть время немного поспоттить через мутноватые окна. На горизонте появляется B777-200ER VP-BLA Orenair, выталкиваемый тягачом на стоянку. 2 недели спустя мне довелось полетать на нём на коротком рейсе, надеюсь, что найдётся время сделать обзор. Тогда же были отменены рейсы Трансаэро во Владивосток и Хабаровск...
Сингапурский 77W, прилетевший из Хьюстона, отстаивается и проходит обслуживание перед полётом домой. С 2018 года, когда Singapore Airlines начнут получать новейшие A350-900ULR, способные выполнять беспосадочные рейсы из Сингапура в США, они могут уйти из РФ.
Споттинг в Домодедово "с улицы" получился весьма продуктивным.
Сингапурцы полетели домой:
EI-XLP полетел в Хабаровск:
Неожиданная удача: пятничный рейс British Airways в Хитроу на B747-400! Теперь это единственная возможность улететь из Москвы на пассажирском "Джамбо", но нет никаких гарантий, что она сохранится в дальнейшем - бритиши вряд ли будут возить воздух при дальнейшем падении пассажиропотока.
Взлёт "Тигролёта"...
И последними фотографирую Emirates
Через забор, огораживающий лётное поле, вдалеке виднеется "мой" борт EI-UNL. Вот и всё, прощай, Трансаэро! Спасибо этой авиакомпании за все совершённые с ней перелёты, а особенно за этот, который стал лучшим из всех!
Из Домодедово уезжаю опять же на "простой" электричке, вагоны которой в этот раз оказываются не хуже, чем у аэроэкспресса. "А если не видно разницы, зачем платить больше?"(с)
25 октября 2015 года герой этого обзора вместе с 15 другими широкофюзеляжными и узкофюзеляжными бортами Трансаэро улетел в Испанию в аэропорт Теруэль на хранение в ожидании дальнейшей судьбы.
Остаётся пожелать, чтобы судьба у этих самолётов сложилась счастливо и они смогли снова подняться в небо, пусть и под другими ливреями...